ВодаУченые говорят, что его возраст - больше половины возраста самой Земли.

Вода, найденная в процессе формирования буровых скважин в шахте, которая располагается на 2,4 километра ниже Тимминса и Онтарио, кажется, имеет следы давно исчезнувшего океана и атмосферы, которые существовали тогда, когда только появилась жизнь, дышащая кислородом – приблизительно 2,5 миллиарда лет назад.

«Это открытие, захватывающее во всем, – говорит преподаватель наук о Земле в Университете Торонто Барбара Шервуд Лоллер, которая входила в состав команды, сделавшей открытие. – Мы как будто нашли другой мир».

Результаты анализов воды, опубликованные недавно в журнале Nature, показывают, что химический состав воды походит на состав образцов, собранных в глубоководных морских кратерах. Это предполагает, что жидкость может содержать микробную экосистему, которая была очень долгое время полностью изолирована от поверхности и, следовательно, от воздействия среды. В этом случае находка означала бы существование «Галапагоса глубокого», как назвала это профессор Шервуд Лоллер – подземной сферы, которая могла следовать по независимому эволюционному пути.

Среди ключевых компонентов, найденных в прозрачной и очень соленой воде древнего озера, ученые обнаружили изотопы ксенонового газа, которые производятся радиоактивным распадом урана в скале. Газ химически инертен и, таким образом, масштабы его накопления были использованы, чтобы посчитать, сколько лет вода была изолирована от мира на поверхности.

Исследование ксенона показало, что время «заточения» найденной жидкости – не менее полутора миллиардов лет. Однако вода также содержит некоторые более легкие ксеноновые изотопы, которые не были образованы в результате радиоактивного распада и, должно быть, происходят из относительно богатой ксеноном атмосферы, существовавшей на Земле, когда вода была изолирована. Количество этих изотопов предполагает, что эта вода – последнее, что взаимодействовало с той атмосферой, в которой содержание ксенона было выше, чем теперь. Что касается датировки – это приблизительно 2,7 миллиарда лет назад.

В то время на древнем морском дне формировалась скалистая порода – ее формировала лава, которая медленно вытекала из морского вулкана. Вероятно, тогда вода и была заключена в капсулу, говорит профессор Шервуд Лоллер.

Присутствие соленой воды в глубоких карманах в районе Канадского щита и в других местах на Земле было много лет известно шахтерам и ученым, но ее древнее наследие обнаружилось относительно недавно. В 2006 году профессор Шервуд Лоллер и ее коллеги решили, что вода, найденная в шахте Мпоненг в ЮАР, была изолирована в течение миллионов лет и при этом все еще питает микроскопическую жизнь, которая способна выживать на химической энергии. То же говорит профессор Крис Баллентин в интервью для CNN.

Такие находки поддерживают теорию о том, что жизнь может существовать под поверхностью Марса или в других отдаленных мирах, где условия над поверхностью слишком суровые для поддержания жизни.

Вулканическая порода, в пределах которой была найдена вода, «очень похожа на марсианские скалы», считает геохимик из Манчестерского университета в Великобритании Грег Холленд, который помог проанализировать древнюю воду.

«Когда Марс был пригоден для поддержания жизни, три или четыре миллиарда лет назад, возможно, жизнь ушла под поверхность и сохранилась там до сих пор», – говорит он.

То, что вода, найденная в пределах Канадского щита, как полагают ученые, была изолирована так долго, может означать, что у исследователей появится шанс открыть окно в значительно более раннюю эру в истории жизни на Земле.

«Единственной проблемой может оказаться то, что температура среды в то время, когда система «запечатывалась» лавой, была слишком высокой», – говорит геомикробиолог из Принстонского университета Таллис Онстотт. Кипение могло убить живые организмы.

Даже если в воде из Канадского щита присутствует жизнь, могут потребоваться месяцы, чтобы обнаружить ее, говорит профессор Онстотт. Из-за чрезвычайных условий, вероятнее всего, ученые смогут обнаружить ее через фрагменты ДНК. Может потребоваться много десятков тысяч литров, которые нужно будет проводить через фильтр в течение многих месяцев, чтобы собрать достаточно ДНК для идентификации жизни.
www.km.ru